Краска для радиаторов отопления без запаха
Краска для батарей отопления без запаха: виды, торговые марки, особенности продукции цена и места приобретения
Вопрос о выборе краски для батарей, действительно важный. Плохо подобранная краска может долго не высыхать, издавать едкий запах и отщёлкиваться.
Радиаторы отопления постоянно меняют температуру, а иногда разогреваются до очень высоких показателей, а значит, покрытие должно быть рассчитано на эти перепады.
Какая краска для батарей отопления без запаха, не пожелтеет от времени, термостойкая и отвечает всем остальным требованиям? Разберёмся.
Виды красок без запаха
Весь каталог красок делится на следующие виды:
- эмаль;
- акриловая краска;
- алкидная краска;
- специальная краска.
Эмаль реже всего используется для покраски радиаторов по причине своей непереносимости высокого температурного режима. В числе минусов также стоит выделить неприятный запах, который долго выветривается и длительное время высыхания. Среди преимуществ – более чем доступная цена и богатый ассортимент цветового ряда.
Акриловая краска вообще не имеет характерного запаха, что выгодно ее отличает от всех других видов ЛКИ. Среди плюсов – минимальное время высыхания, буквально 1-2 часа.
Акриловую краску можно наносить даже на горячую батарею, на качество покраски и длительность ее нахождения это никакого влияния не оказывает.
Минусы – минимальная адгезия, в связи с чем уже спустя 2-3 года краска просто начинает осыпаться.
Алкидная краска – очень качественное покрытие, достаточно длительное по времени эксплуатации, устойчивое как к высоким, так и к низким температурам. Минусы – очень неприятный запах и долго время высыхания.
Специальная краска – для каждого вида поверхности производители предлагают соответствующие ЛКИ, каждое из которых отличается специфическими признаками. И в данном случае речь идет о радиаторах. Такая краска достаточно быстро сохнет, не пахнет, отличается высоким коэффициентом сцепления с поверхностью Минус – цена, которая вполне объяснима большим количеством положительных характеристик.
Выбор краски в зависимости от материала батарей
Выбор краски для радиаторов должен в первую очередь зависеть от материала, из которого они изготовлены. Каждый из них обладает определенными характеристиками, сопоставимыми с краской или конфликтующими с ней.
Об ассортименте материалов для производства и их качествах вы узнаете в нашей отдельной статье «Выбираем радиаторы для отопления частного дома», здесь мы остановимся на основных:
- чугун;
- сталь;
- алюминий;
- биметалл.
Чугунные радиаторы можно красить обычной эмалью подходящего цвета. Обязательным условием является холодная батарея. В противном случае краска начнет высыхать мгновенно и тянуть за собой следующие слои. Кроме того, будут оставаться огрехи в виде потеков или неровного наложения.
Фото 1 Чугунные батареи после покраски
Если отопление отключить вы не можете, разбавляйте эмаль специальными растворителями и наносите как можно более тонким слоем.
Алюминиевые радиаторы поступают в продажу уже загрунтованными (специальное порошковое покрытие, препятствующее развитию коррозии), соответственно, краска наносится достаточно легко. При этом выбор краски ограничен только финансовыми возможностями.
Стальные и биметаллические радиаторы также покрыты защитным составом, но в этом случае он затрудняет окрашивание. Перед тем, как наносить краску, рекомендуется слегка зашкурить поверхность, увеличивая адгезию. Для покраски выбирайте акриловую или алкидную краски.
Особенности нанесения
Казалось бы, ну что может быть сложного в том, чтобы покрасить радиатор. На самом деле эта простота действительно кажущаяся, требующая соблюдения определенной технологии нанесения. Лишь в том случае, когда правильно выполнены все этапы, покрытие будет ровным, глянцевым или матовым, в зависимости от выбора краски, и прослужит то время, на которое было рассчитано.
Фото 2 Акриловая эмаль без запаха для радиаторов
Всего выделяют 3 основных этапа нанесения:
- подготовительный этап;
- подготовка краски и инструментов;
- нанесение краски.
Подготовительный этап
Независимо от того, красите ли вы новый радиатор или уже действующий, их необходимо тщательно отмыть. Для этого подойдет обычная теплая вода с моющим составом, несколько салфеток и ершик для секций.
Обязательно обезжирьте поверхность даже новых радиаторов. Чем тщательнее вы это сделаете, тем лучше «ляжет» краска. В качестве обезжиривателя подойдет «Уайтспирит» или обычный спирт.
При необходимости (стальные или биметаллические радиаторы) зашкурьте их для увеличения адгезии. Можно воспользоваться шлифовальной машинкой или, при ее отсутствии, мелкой наждачкой.
Снимать целиком предыдущую краску не стоит. Затирайте выступающие или полопавшиеся участки, которые не поведут новое покрытие.
Если на радиаторе есть хоть малейший участок с коррозией, обработайте целиком всю поверхность специальными составами.
Подготовка инструментов
В целом все составы из перечисленных уже готовы к нанесению. Исключение касается лишь эмали и только в том случае, если она будет наноситься на горячий радиатор.
Инструменты для покраски:
- кисти, в том числе специальная для радиаторов;
- валик.
Инструменты для проведения подготовительных работ:
- шлифовальная машинка (в качестве альтернативы – дрель со специальной насадкой или мелкая наждачка);
- обезжиривающий состав (уайтспирит, спирт);
- абразив – для удаления прежнего слоя краски.
Нанесение на радиатор
В идеале перед покраской радиатор полностью снимается с петель. Но такое возможно крайне редко, поэтому будем давать рекомендации по покраске установленной батареи.
Каждый мазок наносится только по траектории сверху вниз и только в одном направлении. После того, как покрытие высохнет, не останется неэстетичных потеков, а батареи не будет выглядеть так, словно ее царапали, а не красили.
Красить радиаторы рекомендуется только при отключенном отоплении и при открытых окнах. Даже если вы используете акриловую краску или специальную для радиаторов, не стоит подвергать себя риску и дышать парами.
Наносите краску на всю поверхность радиатора, в том числе и заднюю. Для этого используйте специальные изогнутые кисти, которые позволят окрасить и ту часть, которая примыкает к стене.
Используйте зеркало для того, чтобы посмотреть, захвачены ли все участки задней поверхности радиатора.
Наносите краску на любой вид радиаторов в 2 слоя. Меньше не стоит, так как один слой не всегда получается равномерным и в полной мере передает оттенок. Больше также не рекомендуется, поскольку краска на отдельных участках, особенно внизу, будет собираться комом.
Сложность работ и последовательность нанесения не зависит от цвета краски, это вопрос вкуса. Тем не менее, специалисты отмечают, что у радиаторов, окрашенных в темные цвета, степень теплоотдачи гораздо выше.
Видео 2 Как правильно красить радиаторы — советы бывалого эксперта
Заключение, отзывы, советы
Выбор вида краски зависит от того, какие радиаторы будут окрашиваться, в каких помещениях использоваться. Немаловажным фактором является цена, которая, как уже было сказано выше, самая низкая на эмаль. Если сравнивать с качественными характеристиками, выбор стоит останавливать на специальных красках для радиаторов или акриловой. Очень важно, чтобы в жилом помещении, особенно там, где живут дети, не использовалась краска с характерным неприятным запахом. Экономия на краске в итоге может спровоцировать тяжелые аллергические проявления, и это нельзя упускать из виду.
Каким производителям красок для радиаторов стоит доверять
Быстросохнущие эмали без запаха, по вполне понятным причинам, вышли в лидеры товаров для отделочных и ремонтных работ.Примером может стать эмаль отечественного производства «Оптимист» для покраски радиаторов и отопления и металлических труб, рассчитанную на температуру до 100°С. Она не желтеет со временем, поскольку содержит титановые белила. Стойкая к механическим повреждениям и истиранию плотная пленка – гарантия высокой эстетики в интерьере.
Неизменным покупательским спросом также пользуются финские краски с логотипом Tikkurila («Тиккурила», Финляндия) и немецкие JOBI. Один из лучших примеров – покрытие для радиаторов на акриловой основе Termoaquaemail или «Термоакваэмаль».
Тонкости выбора покрытий
Выбор ЛКП для отопительных систем должен осуществляться, исходя из предъявляемых к ним требований. Необходимо учитывать следующие качества защитного покрытия:
Термостойкость | Ему предстоит выдерживать воздействие высоких температур, достигающих более 100°С. |
Нетоксичность | В процессе нагрева в воздух не должны поступать вредные вещества. |
Износостойкость | Так как все элементы системы со временем загрязняются, следует выбирать ЛКП, которое способно переносить воздействие агрессивных чистящих средств. |
Теплопроводность | Основное требование, поэтому покрытие ни в коем случае не должно способствовать снижению данного показателя. |
Как уже говорилось, краска, предназначенная для окрашивания труб и отопительных приборов, должна защищать их от разрушений, возникающих благодаря коррозии. По этой причине она должна отличаться повышенным качеством, а ее действие должно быть целенаправленным – т.е. следует выбирать такое покрытие, которое специально предназначено для металла. И хотя цена его будет выше, вложенные в него средства способны себя оправдать.
Термостойкая водно дисперсионная эмаль без запаха для радиаторов отопления
Как выбрать краску
Радиаторы и все остальные элементы системы отопления являются частью интерьера, поэтому их вид должен быть безупречен. Поэтому прежде чем приступать к проведению каких-либо работ, следует ознакомиться с предлагаемым ассортиментом, отвечающим требуемым характеристикам.
Но конечный выбор потребителя зависит не только от свойств покрытия, но и от других параметров:
- цвета;
- особенностей нанесения;
- последующего ухода за окрашенными элементами.
Рассмотрим наиболее часто применяющиеся в данном случае ЛКМ:
- Особой натуральностью отличаются акриловые эмали, в состав которых входят органические растворители. Поэтому в процессе окрашивания и после высыхания остается соответствующий запах. Нанесение таких эмалей позволяет придать поверхностям гладкость и глянцевый блеск.
Акриловая краска для радиаторов без запаха «Радуга»
Радиаторная краска без запаха для внутренних работ
Характеристика материалов
Несмотря на огромный ассортимент ЛКМ, применяемых для покрытия изделий из металла, следует особое внимание уделять их характеристикам, которые могут значительно разниться.
К примеру, многие производители выпускают такие покрытия, которые способны выполнять исключительно декоративную или же, наоборот, защитную функции:
- Основой акриловых эмалей является синтетическая смола, способная выдерживать температуру 90°С. Она отличается повышенной теплопроводностью и не выделяет резких запахов. После окраски своими руками приборы приобретают глянцевый оттенок.
Экологичная эмаль без запаха для окрашивания отопительных приборов Ecolaque
На фото – силиконовая термокраска для радиаторов без запаха «Тиккурила»
Материал радиаторов и нанесение краски
При изготовлении отопительных приборов и других элементов отопительной системы применяются различные материалы.
Поэтому прежде чем приобретать то или иное покрытие, следует ознакомиться с особенностями их состава.
- Окрашивать радиаторы из чугуна нужно только универсальными составами. Но прежде чем приступать к работе, следует отключить отопление и дать системе остыть. Объясняется данное требование тем, что на горячей поверхности эмаль быстро высыхает, образуя неровности.
Совет: если отключение отопления невозможно, то эмали нужно наносить тонким слоем в разбавленном виде.
Эмаль на водной основе от компании ТСК ТОН-М
- Радиаторы из алюминия и биметалла уже окрашены защитным составом. Поэтому если возникла необходимость в обновлении их внешнего вида, защитный слой нужно снять с помощью шлифовальной машины. Идеальным выбором для таких изделий станут алкидные эмали и акрилат.
Как окрашивать батареи
- На начальном этапе с приборов удаляется старое покрытие, для чего могут использоваться подручные инструменты, например, металлическая щетка или наждачная бумага.
- Далее приборы покрываются грунтовкой, после высыхания которой, можно переходить к самому процессу окрашивания.
Тщательно растирайте краску, не допуская потеков
Совет: все работы следует производить исключительно при выключенном отоплении, нанося краску в несколько слоев, что позволит достичь наилучшего результата.
Как выбрать краску в зависимости от материала батареи
Если вы не можете определиться с цветом или составом, посоветуйтесь с продавцом в магазине, он наверняка даст вам дельный совет.
Выбирая краски для радиаторов отопления, необходимо отталкиваться от материалов изготовления отопительных приборов. Для окраски чугунных и стальных батарей годятся практически любые краски. Если нужно обеспечить хорошее сцепление с металлом, отопительные приборы предварительно обрабатываются с помощью грунтовки – она защитит их от коррозии и обеспечит хорошую адгезию.
Для окрашивания алюминиевых радиаторов мы рекомендуем использовать алкидные и силиконоалюминиевые краски – они хорошо ложатся на любые поверхности. В случае с первыми мы рекомендуем предварительно нанести грунтовку, что обеспечит их более надежное сцепление с алюминиевыми поверхностями.
Силиконоалюминиевые краски
Если вы хотите покрасить батареи отопления максимально основательно и надолго, без сомнений выбирайте силиконоалюминиевую краску. В ее основе – силиконовая смола, которая в сочетании с алюминием дает материал, способный выдержать очень высокую температуру – до 500 градусов. После высыхания краски образуется плотное, но очень пластичное покрытие, которое без последствий выдерживает все температурные сжатия и расширения металла. Окрашенная поверхность получается настолько прочной, что ей не страшны никакие трещины.
Выбирайте краску под свой тип радиаторов отопления
Краска не требует предварительной грунтовки приборов отопления, так как сама по себе отличается довольно высокой адгезией к различным рабочим поверхностям.
При этом у силиконоалюминиевых красок есть два недостатка. Первый – в процессе нанесения материал выделяет неприятный запах. Но тут справедливости ради отметим, что после высыхания батарей он пропадает. Второй минус – высокая цена.
Как видим, для обновления батарей рекомендуется использовать четыре типа красок: акриловые, алкидные, водно-дисперсионные и силиконоалюминиевые – все они не имеют едкого запаха, не отшелушиваются под воздействием высоких температур и быстро высыхают. Вместе с тем, и все они отличаются своими эксплуатационными особенностями – обязательно учитывайте их, чтобы не ошибиться с окончательным выбором.
Молотковая эмаль
Молотковая эмаль дает необычный внешний вид радиатору. В зависимости от пигмента поверхность может выглядеть в виде ударов молотков или других эффектов. Так как окраска неоднородная, то все неровности будут скрыты. Перед покраской необходимо удалить старые слои, зачистить и обезжирить радиатор. Если поверхность ровная и глянцевая, то рекомендуется обработать ее шкуркой.
Как и в любом серьёзном деле, связанном с ремонтом, основное внимание для начала нужно уделить правильной подготовке к этому процессу. Иначе, результат может получиться гораздо хуже ожиданий.
Выбор времени
Подготовительные процедуры по времени длятся даже дольше, чем сама покраска.
Первое, о чем следует помнить, все работы по покраске радиаторов должны проводиться после завершения отопительного сезона. В противном случае, добиться отличного результата будет очень сложно.
Если же это невозможно, то нужно как минимум перекрыть горячую воду. Можно обратиться к мастерам ЖЭКа за помощью. Когда батареи ощутимо охладятся, самое время начинать работу.
Очистка
Всё поверхности перед обработкой краской следует очистить от пыли и от скопившегося жира. Радиаторы не исключение.
Для устранения пыли, можно:
- Использовать сухую чистку. Для этого понадобиться ручной пылесос или обычная щётка/тряпка/губка.
- С помощью влажной очистки водой и губкой.
Скопившийся на батарее жир также обязательно должен быть очищен. Для того, чтобы избавиться от него, достаточно использовать обычное средство для мытья посуды и губку. После того, как батарея была помыта, нужно оставить её сохнуть.
Устранение облупившейся краски
Есть несколько способов очистки радиатора от краски, которая со временем облупилась и слезла.
Щетка
С помощью металлического скребка вполне возможно удалить старую краску. Но это очень трудоёмкий процесс и займёт он продолжительное время. Конечно, в случае отсутствия альтернативы этот способ вполне пригодится.
Болгарка
Болгарка со специальной насадкой (в виде металлической щётки) значительно упростит и ускорит процесс очистки старого слоя.
Удалять все покрытие не опционально. Будет достаточно избавиться от потрескавшихся участков.
Химические средства
Используют специальные химсоставы очень просто смыть старую краску с радиатора.
Есть несколько видов таких растворителей:
- Гели и пасты. Такие составы нужно наносить непосредственно на батарею с помощью кисти (с натуральной щетиной). После чего нужно оставить их на радиаторе в течение требуемого времени. Для разных средств оно может
варьироваться от нескольких минут до нескольких часов. Чтобы эффект был ещё лучше, можно накрыть батарею с химическим составом пленкой из полиэтилена. Когда краска размягчится, все что нужно сделать — убрать её с батареи с помощью шпателя или щётки.
- Спреи и аэрозоли. Такие вещества очень удобно наносить на батарею, даже на самые труднодоступные участки. Спустя несколько минут — час они начинают активно действовать и размягчают краску. После этого можно просто удалить её щёткой.
Работа с химическими составами не безопасна. Из-за испарений процедуры нужно проводить в вентилируемом помещении. В ходе работы обязательно необходимо пользоваться очками и перчатками, по возможности, защитным респиратором. Перед применением не лишним будет удостовериться, что металл, из которого сделан радиатор не вступит в реакцию с химическим составом, иначе поверхность батареи можно повредить.
Грунтование
Когда старая краска успешно счищена с поверхности, следует хорошо прогрунтовать радиатор. Этот процесс применяется, чтобы устранить мелкие неровности, царапины и трещины. Батареи из стали или меди лучше обработать наждачкой, а чугун обычной металлической щёткой. Затем батарею нужно ещё раз обезжирить и приступить к самой грунтовке.
Состав для грунтовки должен сочетать такие характеристики:
- Предназначаться для металлических поверхностей.
- Защищать от ржавчины.
- Быть совместимым с краской.
Технология покраски на старую краску
Состояние краски на отопительной системе может быть различной:
- Покрытие, хоть и старое, выцветшее, но имеет монолитное сцепление с основой. Достаточно лишь немного прошлифовать поверхность наждачной бумагой для надежной адгезии очередного слоя краски.
- Старое покрытие местами протерлось, облупилось и местами проглядывает металл. Здесь потребуется более тщательная шлифовка поверхности, чтобы под новым слоем не проглядывались сколы, неровности.
- Лакокрасочное покрытие заскорузлое, облупленное большими площадями, местами проступает ржавчина. Подобную краску нужно беспощадно снимать металлической щеткой или специальными препаратами для смывки. Подготовленная поверхность грунтуется перед нанесением первого слоя ЛКМ.
Характеристики разных составов
Алкидные эмали нормально работают при температуре до 150 ºС, при этом производители гарантируют, что светлые тона покрытия не будут желтеть при нагреве до 120 ºС. После нанесения алкидная краска некоторое время распространяет неприятный запах, который достаточно быстро выветривается. При пуске отопительной системы осенью появление запаха может повториться, но кратковременно.
Практически не пахнет акриловая краска для радиаторов отопления, причина – водная основа состава. Она же является наиболее распространенной в силу своей доступной стоимости. Базовая эмаль – белоснежная, для изменения цвета в нее добавляется колерующий пигмент. Температурный порог покрытий ниже, чем у алкидных – 80 ºС, но как показывает практика, этого достаточно.
Если есть желание выполнить малярные работы основательно и надолго, то можно использовать силиконоалюминиевую краску для радиаторов. Ее основа — силиконовая смола, при этом верхний температурный предел ориентировочно составляет 500 ºС. После нанесения данный состав образует очень прочный и одновременно пластичный слой, спокойно воспринимающий температурные расширения металла. Не требует грунтования и отличается хорошей адгезией к различным поверхностям, в том числе — из алюминиевого сплава. Недостатков у силиконовой краски два – наличие запаха, требующего длительного выветривания после окрашивания, и высокая стоимость.
Современная серебрянка – это термостойкая краска БТ-177 выдерживающая температуру до 200 ºС. Ее основа – лак БТ-577, в который добавляется алюминиевая пудра и тщательно перемешивается. Наносить на металл данный состав лучше по старой краске либо после грунтования. Сфера применения БТ-177 – это чаще всего отопительные приборы, размещенные в производственных зданиях. В составе лака присутствуют нефтепродукты, так что и краска – не без запаха, после выполнения работ помещения следует проветривать.
Следует отметить, что эмали для окрашивания радиаторов продаются также в аэрозольных баллончиках, очень удобными в применении. Сюда же можно отнести баллончики с автоэмалями.
Совет. Если у вас в гараже после покраски машины сохранились остатки автоэмали, чей срок годности не истек, то ее смело можно использовать для батарей. С термостойкостью у автокрасок все в порядке, достаточно вспомнить, до какой степени накаляется летом кузов машины, находящейся на солнце. Правда, запах тоже придется выветривать.
Акриловая эмаль: оптимальный выбор большинства покупателей
Кроме устойчивости к высоким температурам, акриловые эмали отличаются повышенной влагостойкостью, в связи с чем их можно свободно применять и в помещениях с повышенной влажностью (например, в ванных комнатах).
В отличие алкидных, акриловые краски практически не пахнут ни во время окрашивания, и в начальный период использовании радиаторов отопления.
В инструкциях по эксплуатации указывается время схватывания и полноценной просушки краски – оно может варьироваться от десяти минут до полутора часов на первом этапе, и до пяти часов на втором (финишном). Эмаль наносится на очищенную и загрунтованную поверхность, в два слоя.
Вододисперсионная акриловая эмаль изготавливается по технологии дисперсии твёрдых частиц полимеров в воде. Синтетические латексы акриловых (АК), бутадиенстирольных (БС) либо винилацетатных (ПВА) сополимеров выступают в качестве связующих компонентов данной краски.
Вододисперсионка находится в высоком ценовом сегменте красящих растворов, однако всё равно пользуется популярностью – благодаря универсальности и прекрасным техническим характеристикам, а также декоративности и простоте в применении.
Никаких запахов такая краска не выделяет, ведь при её высыхании испаряется только вода. Она долговечна и пожаробезопасна.
В составе традиционной акриловой краски – сухие порошкообразные пигменты; доломиты, кальциты и бариты; мел и (или) тальк; каолин; слюда; связующий компонент и растворитель.
Акриловые краски намертво крепятся к металлической поверхности радиатора отопления, долгие годы не трескаются, не крошатся и не отслаиваются.
Таким образом, убедившись в термостойкости выбранных вариантов краски, сделать правильный выбор будет несложно.