Какой свес крыши должен быть у дома?
Существует следующая классификация свесов:
- Подшитые. В большинстве случаев их применяют на вальмовой двускатной кровле.
- Не подшитые. Этот вид самый распространенный, его применяют практически в каждой кровельной конструкции, как для односкатной, так и для двускатной.
- Укороченные. Применяются на каждой из основных кровельных конструкций.
- Коробчатые. Применяют для вальмовых односкатных и двухскатных кровель.
Узел карнизного свеса дома подбирается в зависимости от особенностей климата в регионе, в котором ведется строительство.
- Карнизный свес, изготовленный заподлицо. В таком случае стропила не выводят за границы стен, а по их краю осуществляется крепеж горизонтальной сливной доски, к которой в дальнейшем монтируются водосточные желоба. К минусам таких свесов относят отсутствие защиты верхних элементов стены от влаги.
- Открытый получил широкое применение в частном строительстве. Крепеж водосточной системы осуществляется к верхним кромкам стропил или по их нижнему краю.
- Закрытый. Для такого свеса выступающие концы стропил закрывают при помощи карниза, у которого предусмотрен специальный паз для крепежа софита с внутренней стороны. Если имеется утепленный чердак, такой карниз должен иметь вентиляционное отверстие.
- Фронтонный. В этом случае устройство кровли полностью определяется фантазией дизайнера и может выходить за границы стен и устраиваться заподлицо. Выступающая область кровли нуждается в обязательной подшивке, ширина которой составляет не менее 50 см.
Характеристики карнизных свесов.
Соорудить карниз крыши можно самостоятельно, поскольку эта задача не является наиболее сложной в строительстве. Самое главное – перед началом работ разобраться и понять, какие бывают виды конструкций. Среди них можно выделить два типа:
1. Фронтальный состоит из выступающих наклонных краев скатов крыши. Они защищают фронтон дома от влияния атмосферных осадков. Карниз крыши может иметь края длиной до 1 м.
2. Боковые свесы имеют длину до 60 см. Из названия можно понять, что расположены они по бокам постройки.
Для определения величины свеса карниза обязательно следует учитывать высоту постройки и ширину отмостки. Чем выше постройка, тем длиннее должен быть карниз крыши. Если стропильная система не имеет выходящих за границы стен постройки выступов, для наращивания стропильных ног используются обрезки бруса, к которым крепится карнизная доска. Обязательно следует учитывать, что карниз крыши должен обеспечивать долговечность и защиту фронтона постройки, поэтому важно, чтобы ширина свеса была рассчитана максимально правильно. Чтобы избежать проникновения влаги и сделать крышу более эстетичной, для обшивки нижних краев свесов используются доски или другие материалы.
Устройство подшивки карнизного свеса крыши
Чтобы дом выглядел красиво, карнизный свес снизу закрывают — подшивают, различными материалами. Подшивку свеса иногда называют иностранным термином «софит» или «соффит».
Подшивку свеса можно выполнить несколькими способами.
Горизонтальная подшивка
Если в качестве силового каркаса крыши используется система стропил, то горизонтальную подшивку выполняют следующим образом.
Панели горизонтальной подшивки крыши вставляют в пазы стартовых планок перпендикулярно плоскости наружной стены.
Бруски, на которые устанавливают панели подшивки, не должны иметь крепления к наружной стене. Иначе, перемещения деревянных деталей стропильной системы при изменении нагрузки, влажности или температуры, будут вызывать деформацию панелей подшивки.
Товары для строительства и ремонта
На строительном рынке пластиковые панели для монтажа софита можно найти у продавцов сайдинга. Некоторые производители водосточных систем из ПВХ также производят панели для софита.
Сайдинг для софита имеет большой выбор цветов и фактур. Материал легкий, долговечный и относительно дешевый, благодаря этому очень популярен.
Профиль панели может содержать одну, две или три планки шириной 10 — 12 см. каждая. Толщина материала 1 — 2 мм. Планки могут иметь перфорацию.
Из панелей нарезают отрезки, длиной на несколько милиметров короче расстояния между J — профилями. Панель должна размещаться в противоположных профилях свободно для того, чтобы компенсировать температурные изменения длины панели.
Пластиковые J — профили прикрепляют к деревянным планкам через каждые 30 — 50 см.
Подшивка карнизного свеса частного дома панелями, вагонкой ПВХ
Кроме сайдинга, для устройства софита используют панели ПВХ, которые имеют объемную сотовую структуру. Толщина панелей 8 — 10 мм., ширина 10 — 30 см. Узкие панели часто называют пластиковой вагонкой.
Благодаря сотовой структуре, панели ПВХ более жесткие, чем сайдинг, а их вес не намного больше. Для соединения панелей между собой по их краям сформированы паз и гребень.
Панели в софите прикрепляют к обрешетке из деревянных брусков. Саморезы вворачивают в край паза панели. Расстояние между саморезами около 30 см.
За софитом из сайдинга или панелей ПВХ очень легко ухаживать. По мере необходимости покрытие моют водой с добавлением антистатического средства.
Для подшивки карниза иногда используют кровельный профилированный лист — профнастил. Рекомендуется использовать листы с высотой волны не более 20 мм.
Традиционное дерево для устройства софита используют все реже. Чтобы хорошо выглядеть деревянные детали требуют регулярного ухода. Примерно каждые пять лет дерево необходимо обрабатывать защитными составами, красить или покрывать лаком.
Горизонтальная подшивка больше подходит для дома с вальмовой или шатровой формой крыши.
Подшивка параллельно скату
Подшивка параллельно скату
Карнизный свес двухскатной крыши частного дома чаще всего подшивают параллельно скату крыши.
Для устройства софита параллельно скату применяют те же материалы, что и для горизонтальной подшивки.
Карнизный свес крыши дома без подшивки
Карнизный свес закрывают подшивкой для того, чтобы придать дому привлекательный вид. Торчащие стропила и нижняя поверхность кровли обычно выглядят не эстетично. Но делают это не всегда. На фото выше показан вариант устройства широкого карнизного свеса без подшивки.
Обеспечение вентиляции кровли
Карнизный свес крыши обязательно должен иметь вентиляционные элементы. Для этого любо используют перфорированные панели, либо устанавливают вентиляционные решетки. Эти элементы должны обеспечить поступление свежего воздуха в пространство под кровлей. Тогда, двигаясь от свесов к коньку, воздушный поток будет просушивать утеплитель, что положительно скажется на сроке службы кровли.
Чтобы в подкровельное пространство не попали насекомые или другие нежеланные жильцы, нужно затянуть вентиляционные отверстия мелкой сеткой. Для нормальной вентиляции площадь вентиляционных отверстий должна быть в соотношении 1 к 400-600 с общей площадью кровли. В верхней части кровли должны быть отверстия для выхода воздуха, их площадь аналогична площади нижних отверстий.
Анализ различных архитектурных проектов показывает, что свесы величиной около 500 мм увеличивают стоимость работ всего на 0,1%. Но зато качества кровли существенно возрастают, повышается долговечность дома. Такие затраты полностью оправданы.
Необходимость устройства карнизных свесов
Карнизные свесы выполняют три основные функции, главной из которых выступает защита стен постройки от воды в виде бокового дождя и осадков, собирающихся на крыше. Очевидно, что особенно актуальной эта задача становится при эксплуатации деревянной постройки, так как древесина не обладает достаточным уровнем влагостойкости.
К числу двух других функций карнизных свесов относятся:
- Эстетическая. Обшивка этого элемента крыши придает зданию законченный вид, а также при грамотном выборе цвета и фактуры отделочного материала создает стильный облик фасада.
- Вентилирование крыши. Карнизные свесы обеспечивают приток свежего воздуха в подкровельное пространство. Это выступает обязательным условием долговечного использования древесины стропильной системы и кровельного утеплителя.
Подбирая оптимальный размер карнизных свесов, следует помнить о том, что в условиях российского климата в холодное время года нередко происходит обледенение крыши. В подобной ситуации на карнизы оказывается серьезная нагрузка, что требует обеспечения достаточного уровня прочности и надежности конструкции. Очевидно, что ведет к дополнительным расходам.
Вентиляционные отверстия под кровельными отверстиями
Вентиляция – это очень нужный элемент в системе кровельных свесов и от этого во многом зависит срок службы вашей крыши. Вентиляция необходима для того, чтобы влага не накапливалась, и стропила были в благоприятных условиях долгое время. Самый легкий способ вентиляции – зазор между обшивкой и стеной. Важное условие четкой работы вентиляции — соблюдение зазора, который должен быть минимум 20 мм. Другой способ предусматривает использование вентиляционных решеток. Главное, всегда необходимо помнить, что вентиляция должна быть защищена сеткой, на случай если птицы захотят свить там гнездо.
Подводя итог данной теме, можно с уверенностью сказать, что свесы кровли повысят благоприятный внешний вид вашей кровли и обеспечит защиту крышу и стены от снега, дождя и ветра. При выборе качественного материала, свес превращается в элемент декора. Достаточно подойти к данному вопросу ответственно и с душой, тогда кровельный свес получится надежным и красивым.
Конструкция и назначение карнизного свеса
Основной функцией конструкции является защита от осадков, которые стекают с крыши. Именно они играют особую роль. Вся жидкость, стекающая с кровли, движется по скату и попадает в желоб водостока или же сразу на землю. В этом случае, чем лучше жидкость будет отводиться от стен, тем менее они будут намокать даже при значительных ветрах.
Карнизы формируются выступами оснований стропил за стены сооружения. По общепринятым рекомендациям считается, что оптимальным расстоянием карниза является 50-70 см. Если скаты кровли крутые, то эту длину уменьшают, однако в этом случае возможно промокание стен при косом дожде.
На карнизный свес практически не прикладывается нагрузка. Из-за этого чаще всего выпускают не сами стропила, а дополнительный элемент – «кобылки». Они представляют собой отрезки досок, крепящихся к стропилам. Причем допускается их сечение подбирать меньшее, чем стропильное. Кобылки соединяют с помощью брусков обрешетки. По их торцевой стороне подбивается лобовая доска. К ней в последующем будет фиксироваться карнизная планка. По завершении монтажа карнизных планок сооружение каркасной части для подшивания крыши профнастилом считается оконченным.
Карнизные планки свесов – это важные элементы при защите кровельных элементов. Именно они обеспечивают сохранность от влияния влаги деталей из дерева свесов и позволяет обеспечить отвод появляющейся влаги в желоба. Сверху планки в обязательном порядке должна монтироваться мембранная гидроизоляция. Иначе образующийся внутри конденсат не будет попадать в водосточную систему.
Кроме защитных функций от повышенной влажности карнизы необходимы для вентилирования подкровельных пространств. Вентиляция необходима как для помещений с мансардами, так и для пространств, которые не отапливаются.
Поднимающийся с земли воздух, обязан без трудностей проникать сквозь карнизную часть и забирать образующуюся влагу и выходить у конька.
Чем подшивать свесы кровли
У самых дешевых материалов — досок, фанеры и профнастила — недостатки перевешивают достоинства: дерево гниет и деформируется, а профнастил создает сложности с вентиляцией. Да и внешний вид получается весьма посредственным, что особенно заметно на фронтонных свесах, поскольку они хорошо просматриваются. Для аккуратной подшивки лучше использовать специальные кровельные софиты — металлические или полимерные панели с перфорацией или без. Самый бюджетный вариант — софиты из поливинилхлорида (ПВХ): они дешевле металлических, мало весят, не ржавеют и очень удобны в работе. Такие софиты выпускает российская корпорация ТЕХНОНИКОЛЬ — ее продукция намного дешевле импортных аналогов и не уступает им по качеству. Софиты ТЕХНОНИКОЛЬ изготавливаются на немецком оборудовании и проходят обязательные испытания на прочность и долговечность. Поливинилхлорид — очень прочный и беспроблемый материал, его часто используют в строительстве и отделке. Качественный ПВХ выдерживает перепады температур от -50 до +50 градусов, устойчив к ультрафиолету, не требует практически никакого ухода. В производстве софитов ТЕХНОНИКОЛЬ используется технология коэкструзии: при высокой температуре сплавляются два слоя ПВХ разного состава и плотности, получившийся материал сочетает высокую прочность и стабильность формы и цвета. Гарантийный срок службы софитов ТЕХНОНИКОЛЬ с полным сохранением цвета и геометрии — 30 лет, на практике срок службы может достигать 50 лет. Дополнительные плюсы — достойный внешний вид и простота монтажа: подшить кровлю можно самостоятельно, для этого не потребуются сложные инструменты и много времени.
Кровля с софитами ТЕХНОНИКОЛЬ
Подшивка крыши софитом – важные моменты
Софиты производятся из:
- Меди. У них прекрасные технические качества, но высокая стоимость. Этот материал пожаробезопасный, прочный и долговечный.
- Алюминия. Они довольно эластичные и ремонтопригодные. К преимуществам алюминиевых изделий относится стойкость краски и насыщенность цвета.
- Винила. Эти изделия производятся из пожаробезопасного пластика, который не выделяет токсинов и не наносит вред здоровью людей. С этим материалом легко и удобно работать.
- Оцинкованной стали. Они обладают высокими эксплуатационными качествами, неприхотливостью в уходе.
На каком материале остановить выбор – решать покупателю. Главное, что все они обладают эстетичностью, удобством монтажа и высокими техническими характеристиками.
Прежде, чем приступить к обшивке крыши софитом, стоит учесть:
- как крепится материал – под прямым углом и через специальные отверстия;
- для сжимания панели оставляется сантиметровый зазор;
- крепления не рекомендуется прикручивать плотно, между шляпкой и поверхностью следует оставлять зазоры;
- режется материал циркуляционной пилой полотном, зубья на котором расположены в обратную сторону;
- работы с материалом следует проводить при температуре 15 градусов тепла.
Зачем и как подшивают свесы кровли
Вентиляция скатной кровли очень важна: если она недостаточна, в конструкциях и утеплителе накапливается влага. Внешне это проявляется тем, что в мансарде или на чердаке становится сыро и холодно, появляются грибок и плесень; при разборе кровли выясняется, что утеплитель намок и деформировался, а деревянная стропильная система покоробилась и начинает разрушаться. Чтобы этого не происходило, при сборке кровли над утеплителем оставляют зазор не менее 50 мм, а в верхней части (под коньком) и внизу (под карнизным свесом) оставляют отверстия. Воздух поступает снизу и выходит через конек, унося с собой водяной пар.
Именно поэтому подшивка карнизных свесов должна быть такой, чтобы не нарушалась циркуляция воздуха. Теоретически подшивать карнизные свесы не обязательно, но это желательно сделать как минимум для защиты от птиц и насекомых, которые с удовольствием селятся в конструкциях кровли, оставляют там следы жизнедеятельности и используют утеплитель для постройки гнезд. К тому же продуваемость незащищенного карнизного свеса может обернуться ущербом: при очень сильном ветре потоки воздуха в подкровельном пространстве могут быть достаточно мощными, чтобы повредить кровлю.
Что касается фронтонных свесов, то здесь требования проще: их подшивают так, чтобы внутрь не попадала вода и они не портили общий вид фасада.
Фронтонный свес
Произведение подшивки
Подшивка производится в зависимости от выбранного материала. В основном есть два метода:
- Подшивка по опорным доскам. Благодаря этому достигается увеличение высоты строения. Также этот метод подходит для строений с крышами, имеющими небольшой уклон. Нижний край стропил подгоняется под один уровень. При невозможности этого следует набить внахлест дополнительные доски. Обычно сразу закрепляют крайние планки, проверяют уровень, а потом остальные. Если скаты сходятся, планки крепятся по сторонам к угловому стропилу. Выбор длины свеса стоит остановить на шестистах миллиметрах.
- Есть и другой популярный способ. При нем осуществляется обрезка стропил по горизонтали и вертикали. В торцевом участке и снизу добавляется доска, а сверху на один сантиметр от параллельной лобовой доски нужен дополнительный брус для отвода осадков. В случае если свес шире четырехсот пятидесяти миллиметров, то посередине нужна еще одна доска. При схождении скатов по углам следует прибить доску от угла кровли до угла строения.
Что касается обустройства короба свеса кровли, то, независимо от способа, монтаж будет одинаков. Стартовый каркас обивают досками вдоль стены. Потом нужно отмерить одинаковый по ширине промежуток от них и также прибить доску параллельно фронтону.
Профнастил: особенности крепления:
- Сначала к каркасу он крепится саморезами.
- Потом монтируют внутренний уголок и лобовую доску. Для этого к листам профнастила крепится внутренний уголок, а к лобовой доске – соответствующая планка.
- Далее закрепляют наружный уголок на внешних границах листов профнастила.
Наконец, обустраивают торцевую планку и уголки.